ГЛАВНАЯ ТЕМА
Данный документ представляет собой клинические рекомендации «Старческая астения», разработанные Российской ассоциацией геронтологов и гериатров. Документ ориентирован на врачей-гериатров, врачей-терапевтов, врачей общей практики, семейных врачей и врачей других специальностей, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению. В документе изложены принципы скрининга, диагностики и ведения пациентов со старческой астенией, а также вопросы профилактики, реабилитации и организации медицинской помощи этой категории лиц и критерии контроля качества ее оказания.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Изучение синдрома старческой астении (СА) у больных фибрилляцией предсердий (ФП) крайне актуально в связи с высокой распространенностью данной аритмии, тесной связью ее с сердечно-сосудистыми и соматическими заболеваниями, а также увеличением с возрастом частоты инсультов и кровотечений.
ЦЕЛЬ. Оценить влияние СА на риск развития суммы прогноз-определяющих событий (тромбоэмболических и геморрагических осложнений) у больных ФП ≥ 60 лет, получающих антикоагулянты.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В настоящий фрагмент из одноцентрового проспективного регистра РЕГАТА-2 (РЕГистр длительной Антитромботической ТерАпии — NCT043447187) было включено 455 пациентов ФП ≥ 60 лет, для которых доступно было оценить признаки СА по трем шкалам: «Возраст не помеха», Groningen Frailty Index и FRAIL. На протяжении наблюдения (медиана 6 лет) фиксировались прогноз-определяющие негативные события: тромбоэмболические и геморрагические осложнения BARC 2–5.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Признаки СА, по данным шкал Groningen Frailty Index и FRAIL, были выявлены у 29,7% и 31,8%, при использовании шкалы «Возраст не помеха» — у 9,5% пациентов. Наиболее часто встречающимися синдромами были эмоциональные и когнитивные расстройства, усталость и ограничение мобильности. По данным ROC-анализа, все три использованные шкалы имели предсказательную ценность в отношении риска суммы тромбоэмболических и геморрагических осложнений. На основании модели пропорциональных рисков Кокса определено, что независимыми предикторами прогноз-определяющих событий показали себя признаки старческой астении, определенные по шкалам Groningen Frailty Index (ОР = 1,8) и «Возраст не помеха» (ОР = 1,6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Признаки старческой астении у больных фибрилляцией предсердий ≥ 60 лет повышают риск развития прогноз-определяющих событий, что обуславливает необходимость выделения этих пациентов в отдельную категорию для персонифицированного регламента ведения и наблюдения.
ОБОСНОВАНИЕ. Рост численности и старение населения во всем мире представляют собой серьезные социальные, экономические и политические проблемы. По данным Организации Объединенных Наций, к 2050 году ожидается, что каждый шестой житель нашей планеты перейдет порог в 65 лет. Это указывает на острую необходимость усовершенствования процессов организации медицинской помощи лицам старше трудоспособного возраста с учетом существующих барьеров, возникающих у данной группы пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи.
ЦЕЛЬ. Изучение особенностей психологических и коммуникационных барьеров (проблем для определения модели взаимоотношений «врач — пациент») в Российской Федерации, возникающих при получении медицинской помощи лицами старше трудоспособного возраста, для составления на их базе рекомендаций по устранению данных барьеров.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В настоящей работе использовался метод анкетирования с применением опросника, состоявшего из трех блоков и 89 вопросов. Статистический анализ данных проведен с использованием программ Statistica for Windows version 10.0, Stata и R-studio. При сравнении распределений качественных признаков использовался критерий согласия Пирсона (Хи-критерий). Для проверки гипотезы о воздействии отдельных характеристик респондентов применялась обобщенная линейная модель с логит-функцией связи. Для оценки различий в попарно несвязанных выборках при ненормальном распределении использовался U-критерий Манна — Уитни и Краскела — Уоллиса.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В опросе приняли участие 3942 человека. Самым распространенным психологическим барьером при взаимодействии с системой здравоохранения среди участников исследования стало наличие чувства страха при посещении медицинской организации, связанного с возможностью выявления нового заболевания или ухудшения анализов (66,6%). При этом для половины респондентов это могло бы стать причиной отказа от посещения врача (52%). Самым распространенным коммуникационным барьером среди участников стала необходимость помощи в разъяснении назначений врача (27,7%), наименее распространенным — трудность при распознавании речи врача из-за проблем со слухом (18,5%). Каждый четвертый отметил, что речь врача часто наполнена непонятными медицинскими терминами (25,7%), врач формально подходил к проблемам или недостаточно глубоко в них вникал (24%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенное исследование позволит более целенаправленно и обоснованно принимать решения управленческого и организационного характера для создания доверительной атмосферы, улучшения качества коммуникации «врач — пациент» и обеспечения необходимой психологической поддержки в процессе оказания медицинской помощи лицам старше трудоспособного возраста.
Бендопноэ — недавно описанный новый симптом одышки, возникающий при сгибании туловища, и индекс сатурации кислородом при сгибании туловища (Bending oxygen saturation index (BOSI)), представляют интерес для дальнейшего изучения и применения в гериатрической практике.
ЦЕЛЬ. Изучение частоты встречаемости симптома бендопноэ и его особенностей у гериатрических пациентов с различными параметрами состава тела (ожирением, саркопенией, саркопеническим ожирением).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Симптом бендопноэ и индекс BOSI изучались в одномоментном наблюдательном исследовании среди 100 гериатрических пациентов с саркопенией, саркопеническим ожирением и в контрольных группах: с ожирением и без саркопении и без саркопении и ожирения. Бендопноэ регистрировалось при появлении диспноэ после 30-секундного поперечного сгибания туловища пациента в сидячем положении. Параллельно определялся индекс BOSI, для оценки которого с помощью пульсоксиметрии оценивалась разница в сатурации кислородом при исходном положении пациента сидя и после сгибания туловища.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Средний возраст участников исследования составил 76,16 ± 7,71 лет, преобладали женщины (72%). Наибольшее число случаев положительного симптома бендопноэ установлено в группе с саркопеническим ожирением (65,38%) со статистически значимыми различиями при сравнении с группой пациентов с саркопенией (26,92%) (p = 0,01), группой с ожирением без саркопении (30,77%) (p = 0,01) и группой контроля (22,73%) (p <0,001). Симптом бендопноэ наиболее часто регистрировался у пациентов, активно предъявляющих жалобы на одышку, с более высокими баллами по шкале Борга и степенью тяжести по шкале Modified Medical Research Council (mMRC), с более низкими результатами кистевой динамометрии, с большими показателями окружности талии и индекса массы тела. При сравнении групп пациентов с наличием и отсутствием симптома бендопноэ по индексу BOSI статистически значимых различий не получено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Бендопноэ может рассматриваться перспективным дополнительным инструментом диагностики одышки в гериатрической практике. С учетом высокой частоты встречаемости при саркопеническом ожирении, требуются дополнительные исследования для оценки его прогностической ценности у данной категории пожилых пациентов.
ISSN 2686-8709 (Online)